Консалтинговые услуги. Консультации, анализ рынка, предпроектные работы, ТЭО.

К нам обращаются и мы готовы выполнить работы:
  • разработка технических решений с максимальным использованием оборудования и сооружений в рамках технологии;
  • исследование существующего положения на производстве с выдачей рекомендаций по оптимизации;
  • экспертиза и рекомендации по принятым технологическим решениям;
  • разработка технических заданий;
  • разработка предварительного ТЭО;
  • проведение обучения и семинаров с участием ведущих специалистов;
  • консультации по применению современных технологий с использованием оборудования непрерывного действия ведущих компаний мира.
Home Статьи Перегрузка угля и навалочных грузов через крытые склады
formats

Перегрузка угля и навалочных грузов через крытые склады

Published on 04.04.2015, by in Статьи.

Спас Н.И.
Директор BJ Group

Развитие в регионах транспортной инфраструктуры и морских портов способствует созданию единого социально-экономического пространства и росту валового регионального продукта. В последние годы в Северо-Западном, Дальневосточном регионах РФ введены в эксплуатацию, находятся в стадии проектирования и строительства новые порты и специализированные грузовые терминалы для перевалки генеральных, навалочных и наливных грузов. Наиболее активно развиваются специализированные терминалы для перегрузки навалочных грузов, в основном угля. Наибольший объем угля приходится на порты Северо-Западного и Дальневосточного регионов: Усть-Луга, Ванино, Восточный, Находка, Владивосток, Посьет. За 2014 год в российских морских портах перегружено около 130 млн. тонн навалочных грузов, в том числе экспортного угля около 100 млн. тонн. В общем объеме перевалки сухогрузов в морских портах РФ навалочные грузы составляют около 50%. В ближайшие годы на побережье залива Петра Великого планируется строительство новых специализированных угольных терминалов общей мощностью около 100 млн. тонн. В портах перевалка угля с железнодорожного транспорта на суда осуществляется либо грейферным способом, либо на специализированных открытых угольных терминалах с применением вагоноопрокидывателей, специального перегрузочного оборудования и системы конвейерных линий. Более половины от перегруженного приморскими портами в 2014 году угля было перевалено на универсальных причалах грейферами. Накопление судовых партий угля для дальнейшей отправки морем происходит на открытых складских площадках на территории морских портов.

В связи с ростом объемов перевалки угля в действующих морских портах и строительством новых угольных терминалов, обострилась проблема загрязнения окружающей среды. Поскольку, в результате открытой перегрузки и открытого хранения угля происходит загрязнение атмосферного воздуха угольной пылью, а при ее оседании – прилегающих к перегрузочному комплексу территорий и акваторий, это приводит к резкому ухудшению экологической обстановки как в портах, так и вокруг них. Происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами, что не позволяет создать нормальные условия для проживания на значительном расстоянии от порта. Поскольку подавляющее большинство морских портов расположено в черте населенных пунктов, а многие их жители работают в самом порту или на других объектах инфраструктуры морского транспорта, загрязнение окружающей среды в зоне влияния порта повышает риск для здоровья населения вследствие двойного воздействия вредных факторов – как на производстве, так и на прилегающей территории. В последние годы волна протестов местного населения по поводу строительства новых перегрузочных комплексов угля, а также с требованиями запрета действующих угольных портов прошла по всему южному Приморью. Активно протестуют жители в связи с обнародованием проектов строительства на побережье бухты Суходол Уссурийского залива угольного терминала мощностью 20 млн. тонн в открытом исполнении, а также подобных открытых перегрузочных комплексов в районе: мыса Открытый в порту Вера, бухты Троица в порту Зарубино, бухты Врангеля/мыс Петровского в Восточном порту.

Ни один из инвесторов, объявивших о намерении строить новый угольный комплекс в Приморском крае, не намерен осуществлять свой проект в закрытом исполнении. Даже при анонсировании строительства закрытого угольного терминала речь идет, в лучшем случае, только об использовании закрытых вагоноопрокидывателей и конвейерных линий, а также о применении технических способов пылеподавления (ограждения территории складов, гидросистем пылеподавления и т.п.), которые, как показала практика, либо малоэффективны, либо экономически не оправданны в условиях российской зимы.

Действующая в РФ система государственного регулирования охраны окружающей среды разрабатывалась в 80-х годах прошлого века и основывалась на эколого-экономических моделях того времени. Большинство применяемых методик для расчета уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ либо полностью устарели и требуют замены, либо им необходима существенная доработка. Действующие санитарно-защитные зоны/СЗЗ не выполняют функции защитного барьера, обеспечивающего безопасных условий проживания, что вызывает негативную реакцию местного населения, в связи с их явной недостаточностью. По заключению Минэкономразвития РФ, регулирование вопросов установления СЗЗ вокруг портов и угольных терминалов не является эффективным и не обеспечивает должной защиты здоровья населения, а требования к установлению СЗЗ не увязаны с градостроительным и земельным законодательством. Таким образом, проблемой, непосредственно связанной с увеличением грузооборота угля и строительством новых перегрузочных комплексов, является прямой конфликт интересов, проявляющийся в отношении ряда территорий Дальневосточного и Северо-Западного регионов.

Очевидно, если не будут предприняты адекватные ограничительные меры и внедрение современных технологий закрытой перевалки угля через крытые склады на действующих причалах, а также при строительстве новых угольных комплексов – это будет способствовать массовым социальным протестам и ухудшению социально-экономической ситуации в Дальневосточном и других регионах РФ. При полном понимании важности и необходимости увеличения портовых мощностей, как элемента социально-экономического развития территорий, становится очевидным, что необходимо: — принять кардинальные меры по ограничению уровня загрязнения воздуха, территорий и акваторий при перегрузке пылящих угля, удобрений и руд в морских портах; — законодательно закрепить запрет на строительство новых портовых терминалов, допускающих прямой контакт пылящих навалочных грузов с окружающей средой. В этой связи, разработан законопроект и в стадии согласования внесение изменений в ст. 26 Федерального закона №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусматривается осуществление перевалки навалочных грузов в морских портах с использованием специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным грузовым оборудованием и крытыми грузовыми складами.

Проблема в том, что закрытые технологии перевалки угля и руд в портах РФ фактически не применяются. Также отсутствует опыт проектирования и строительства закрытых терминалов с применением современного оборудования и технологий перегрузки навалочных грузов через крытые грузовые склады. Основные причины следующие:

  • существует мнение о том, что закрытые угольные комплексы с применением технологий перевалки через крытые грузовые склады значительно дороже открытых;
  • недостаточна информация о закрытых терминалах для перегрузки навалочных грузов через крытые грузовые склады, которые успешно эксплуатируются за рубежом;
  • не проводится анализ существующих технических решений и возможностей их использования в условиях российских регионов;
  • проектные компании в РФ, не имея опыта проектирования закрытых комплексов, не хотят рисковать и стараются навязать заказчикам наработанные решения по открытым терминалам, упрощая свою задачу и не рискуя разрабатывать новые технические решения;
  • менеджмент угольных и стивидорных компаний не настолько профессионален и информирован, чтобы настаивать даже на проработке вариантов строительства для своих компаний закрытых угольных терминалов с применением технологий перевалки через крытые грузовые склады.

Вместе с тем, накопленный мировой опыт говорит о том, что технологии открытой и закрытой перевалки угля, как минимум, сопоставимы по цене. При этом, технологии закрытой перевалки, с перегрузкой через крытые грузовые склады, могут быть дешевле. Безусловно, на сравнительную оценку стоимости проектирования и строительства терминалов закрытого и открытого типов могут повлиять объемы грузооборота, естественные условия территорий, характер грунтов, близость жилья и т.д.

Однако в целом, закрытые терминалы с применением технологий перевалки через крытые грузовые склады могут быть дешевле по следующим основным причинам:

  • площадь территории закрытого перегрузочного комплекса с применением крытых складов меньше. Соответственно, меньше расходы на планировочные работы, прокладку автодорог, инженерных коммуникаций;
  • протяженность конвейерных линий и число пересыпных станций значительно меньше;
  • стоимость очистных сооружений значительно дешевле;
  • энергопотребление ниже, то есть меньше не только капитальные затраты, но и эксплуатационные расходы;
  • нет необходимости в применении дорогостоящих пылеподавляющих технологий, что также снижает не только капитальные затраты, но и эксплуатационные расходы;
  • существенно снижаются расходы на погашение экологического ущерба окружающей среде.

Введение новых экостандартов и нормативов, связанное с внесением изменений в федеральное законодательство, – процесс длительный и непростой. Но положительный результат, от которого зависит чистота окружающей среды, здоровье и благополучие населения, развитие и привлекательность приморских регионов, может быть получен, если все заинтересованные органы власти, организации и лица, причастные к строительству терминалов для навалочных грузов, будут понимать проблему и применять современные технологии закрытой перевалки пылящих навалочных грузов.

Для комплектации закрытых терминалов предлагаются быстровозводимые крытые грузовые склады шириной пролета без опор 60-90 м, с комплектом технологического оборудования для перевалки угля и других навалочных грузов. На специфицированные запросы будут даны оптимальные технологические решения и ценовые предложения.

 
© Склады сыпучих материалов 2011-2015