Консалтинговые услуги. Консультации, анализ рынка, предпроектные работы, ТЭО.

К нам обращаются и мы готовы выполнить работы:
  • разработка технических решений с максимальным использованием оборудования и сооружений в рамках технологии;
  • исследование существующего положения на производстве с выдачей рекомендаций по оптимизации;
  • экспертиза и рекомендации по принятым технологическим решениям;
  • разработка технических заданий;
  • разработка предварительного ТЭО;
  • проведение обучения и семинаров с участием ведущих специалистов;
  • консультации по применению современных технологий с использованием оборудования непрерывного действия ведущих компаний мира.
Home Статьи Оценка способов входного контроля качества твердого топлива применяемых на угольных электростанциях
formats

Оценка способов входного контроля качества твердого топлива применяемых на угольных электростанциях

Published on 16.11.2012, by in Статьи.

Казаков В.И., Боровинский Н.Г. филиал «Урал ВТИ»

Контроль качества и количества твердого топлива, поступающего на угольные электростанции, является важнейшим показателем обеспечения надежности и экономичности работы тепловых электростанций, для которых топливная составляющая в себестоимости вырабатываемой электрической и тепловой энергии достигает 60-65 %.

Все работающие в настоящее время тепловые электростанции (ТЭС) проектировались на сжигание твердого топлива определенного качества, которое угольными компаниями не соблюдается, т.е. фактически качественные характеристики топлива отличаются от регламентируемых техническими условиями. Вследствие чего, ТЭС несут большие экономические потери. Например, увеличение зольности (Аd) топлива на 1% снижает К.П.Д. парового котла на 0,1%, на такую же величину повышается расход топлива. Увеличивается расход электроэнергии на собственные нужды энергоблоков до 2% и на эту величину уменьшается отпуск электроэнергии потребителям. Увеличивается время простоя котла в ремонте вследствие шлакования и износа поверхностей нагрева, а также растет количество ж.д. маршрутов с топливом, что требует дополнительных затрат на разгрузку и подачу топлива к котлам. Электростанции несут большие экономические потери, исчисляемые десятками миллионов рублей, которые могут быть инвестированы на модернизацию и замену оборудования топливно-транспортного хозяйства.

Правила технической эксплуатации п.4.1.1. регламентируют обязательное проведение входного контроля качества топлива. В тоже время объем входного контроля качества твердого топлива на ТЭС в настоящее время составляет около 20%. При этом отбор единичных проб, как правило, выполняется вручную из железнодорожных полувагонов.

Практически на всех электростанциях проектом топливоподачи не предусмотрена установка оборудования для механизированного отбора проб, практически отсутствуют нормативные документы, регламентирующие решение технических, организационных и претензионных вопросов. Не учитываются условия закупки и поставки топлива, определяемые рыночными отношениями между ТЭС и угольными компаниями.

В настоящее время для входного контроля качества твердого топлива на электростанциях используются четыре способа отбора проб:

  1. отбор проб из потоков разгружаемого и транспортируемого топлива с помощью механических пробоотборников рядового угля, широко используемых в угольных компаниях, в узлах пересыпки топливоподачи;
  2. взятие проб вручную из железнодорожных полувагонов;
  3. механизированный отбор проб угля из полувагонов с помощью грейфера или буроотборника ;
  4. входной экспресс- контроль качества топлива с использованием отечественных или зарубежных золомеров и влагомеров.

Основными нормативными документами, которыми руководствуются электростанции при входном контроле, являются ГОСТ 10742-71.

Первый способ отбора проб из потока, является самым представительным, так как основан на строгом соблюдении принципа случайности, т.е. обеспечивает равновозможность попадания любой части топлива в пробу. Реализация указанного способа на топливоподаче ТЭС вызывает значительные трудности, так как при проектировании узлов пересыпки и компоновки оборудования конвейерных систем ТЭПом не рассматривалась возможность установки оборудования для отбора и подготовки лабораторных проб по входному контролю. Опыт разработки систем входного и технологического контроля показывает, что при компоновке оборудования указанной системы, в каждом случае, требуется индивидуальный подход при выборе технического решения, подготовке программы испытаний и регламента на сертификацию всей системы. При этом учитывается режим работы оборудования топливно-транспортного хозяйства ТЭС.

Второй способ отбора проб вручную и грейфером из железнодорожных полувагонов является наименее представительным, так как не обеспечивает равновозможности попадания любой части топлива в пробу.

В соответствие с ГОСТом 10742-71 отбор проб производится из определенных точек (лунок) глубиной 0,4м, т.е. фактически основная масса топлива не контролируется, что, естественно, устраивает поставщиков топлива. Применение в качестве пробоотборного механизма — буровой установки, обеспечивает контроль не более 75% объема топлива, при этом наличие в топливе металла вызывает его поломки. Кроме того, большую погрешность вносит сегрегация топлива при погрузке его в полувагоны на угольных разрезах. Но этот способ контроля может применяться только для угля крупностью 0-25мм, это условие не выполняется всеми поставщиками топлива.

В настоящее время на некоторых ТЭС, сжигающих, как правило, одну марку угля, находятся в опытной эксплуатации радиометрические «весы-золомеры» германской фирмы «Макон».

«Урал-ВТИ» разработаны технические предложения на системы входного и технологического экспресс-контроля качества твердого топлива для действующих и вновь проектируемых ТЭС Оформление необходимых документов и дальнейшее сервисное обслуживание экспресс-анализаторов берут на себя фирмы, поставляющие эти приборы.

Одним из перспективных путей организации эффективного входного контроля качества твердого топлива, поступающего на электростанции, является создание
«базисных складов» для региональных генерирующих компаний ( РГК).

Различные марки топлива, поступающие на электростанции РГК, проходят полный входной контроль качества топлива в специальном опробовательном комплексе, далее, уголь дробится и очищается от посторонних предметов (металл, порода и т.д.), усредняется при закладке в штабеля, а в случае необходимости, смешивается. Кондиционное топливо поступает на электростанции для сжигания и кратковременного хранения (2-3 суток).

 
© Склады сыпучих материалов 2011-2015